Заголовок страницы


История села Новая – Печёра

   В Эстонии раньше, чем в России, было отменено крепостное право. Немецким баронам – помещикам (их было большинство в Эстонии) малопроизводительный труд был не выгодным. Всё шире стали применять машины, паровые машины, паровые молотилки, веялки т.д.

  Всё больше и больше стало безземельных крестьян, которые стали искать работу в городах. В городах был избыток рабочей силы, остался единственный выход – покинуть родные места. Это было очень тяжким испытанием для людей.

  Ходоки прибыли в село Рыбинское, где в то время находился центр волости. Там ходокам предложили Сыргильский участок, который был свободным. Им объяснили, как его найти. Расстояние от Рыбинска было более 50 км. Шли они через Заозёрный и Александровку. В Александровке было уже несколько домов. Но улица была уже отмечена и разбита на отдельные приусадебные участки. Примерно в 10 км. От Александровки находился и их участок.

  Итак, ходоки Кузьмин Матвей, Семёнов Иван Титович, Григорьев Федот в августе 1893 года пришли на Сыргильский участок. Самиони уроженцы Печёрской волости Эстонии, проживающие недалеко от границы с Россией . Царское правительство и православная церковь проводилиполитику русификации . Эстонцы , проживающие рядом срусскими , приняли православную веру . Они получили русские имена и фамилии. Поэтому большинство жителей деревни Печёры носят русские имена и фамилии и поныне. ( При крещении детям давали русские имена).

  У подножия отрогов Саянских гор протекает небольшая речка Сыргыл и несёт свои воды в реку Кан. Горы невысокие, но очень красивые , покрыты сосновым лесом . Летом обилие грибов и клубники . Недалеко от речки расположено небольшое озеро . Озеро площадьюоколо гектара , но очень глубокое . В озеро впадает небольшой ручей , названный волчьим ручьём . Волчий ручей , как и Сыргыл , берёт начало изродников . Здесь в конце 19века был выделен самый северный участок Троицко – Заозёрновской ( Рыбинской) волости для переселенцев с Запада. Было определено место для будущей деревни. Улица протянулась с Востока на Запад. Для каждой усадьбы был отмерен участок шириною в 15 саженей . Через каждые 5 домов- переулок . В центре села отведеноместо для будущей церкви . Там стоял большой чёрный крест , огороженныйоградой и покрашенной в чёрный цвет .Против церковной площадиотведено место для школы .От деревни на Западотведено ( около 1 км . ) место для кладбища в берёзовой роще . На кладбище долго стоял большой чёрный крест .

  Ходоки оформилидокументы на Сыргильский участок. Взяли образцыземли и колосья и зёрна пшеницы (пшеница в то время в Эстонии не возделывалась ) и отправились в Эстонию за семьями.

  В начале лета 1894 года приехалиходоки с семьями и ещё несколькосемей. Недалеко от озера вырыли землянки. Начали готовить лес на домики, корчевать лес на будущих полянках. Некоторым удавалось осенью посеять немного ржи. Переселенцам было выделено по 100 рублей на приобретение скота и на покупку продуктов. Условия жизни были очень тяжёлыми, кроме элементарных бытовых условий людей и скот мучили комары, мошкара, оводы и многое другое. Единственное, что успокаивало – это свобода и земля. Земли – бери, сколько хочешь. Распахивай, сколько есть сил.

Зима была, пожалуй, самым трудным испытанием. Сильные морозы, глубокий снег и очень, очень длинная зима. Через год появились первые домики на усадьбах. Построили временные небольшие хатки в глубине двора.

  С каждым годом приезжали всё новые семьи. Деревня было названа Новой Печёрой, старая Печёра осталась в Эстонии.

  Приехали эстонцы с других волостей Эстонии. Были они другой веры – лютеране. Они поселились на другом конце деревни. Потом село перегорожено: на нижнем конце жили эстонцы православной веры (сетукане), а на верхнем конце деревни – лютеране. Большой вражды не было, но и в гости друг к другу не ходили. Совместных браков, естественно, не было.

  Жизнь протекала своей чередой. Появились новорожденные. Медицинского обслуживания не было. Очень высокая смертность была среди детей. Самыми страшными заболеваниями были оспа, тиф и детские заболевания корь и скарлатина. Эти болезни уносили много людей. Детей было мало – выживали самые крепкие. Эстонскую общину окружали русские деревни Высотино, Ильинка, Заозёрное и другие. Связь была слабой, но она была. В деревне появился скот: лошади, коровы, свиньи и овцы. Шерсть была важным сырьём для рукоделия и одежды. Хозяйство долгооставалось натуральным . Сеяли лён , навыки переработкильна у них были . Всю зиму в каждом доме прялилён и шерсть . В начале марта прялки ставили в угол и заносили ткацкий станок. Ткацкий станок довольно сложное орудие труда. Ткали многие, но настоящих мастериц было мало. Долгими зимними вечерами, из- за слабого освещения нельзя было ткать. Занимались рукоделием. Вязали носки, рукавицы, платки и шали. В конце 20 годов в Печёру завезли тонкорунных овец породы «меринос» и племенного чёрно – пёстрого быка. Эстонцы обращали большое внимание на животноводство. В конце 20 годов до коллективизации на общественных началах содержали племенного быка и жеребца, баранов из породы «меринос». Для разведения скота были все условия, сена можно накосить сколько угодно.

  Шли годы, и полей стало всё больше и больше. Раскорчёвывались всё новые и новые участки. Долгие годы главным орудием была соха. В 29-30 годах в деревне появились сельскохозяйственные машины: жатки (жнейки), молотилки, сеялки, сноповязка. Появились мельницы и крупорушки. После отмены продразвёрстки и введения продналога (НЭП) земледелие стало развиваться очень быстро. После столыпинской реформы, после первой мировой войны отдельные семьи из Печёры и вновь прибывшие стали переселяться на хутора. Под хутор выбирали место недалеко от ручья или родника в километрах 7 – 10 от деревни. Наличие воды, сенокосов и пастбищ определяли выбор хутора. Хуторяне занимались в основном животноводством. Пахотной земли было мало, а корчёвка леса требовала много сил, да и лес в основном был хвойным. Дальше хуторов простиралась тайга до самой реки Кан. К 1925 году пахотные земли вокруг деревни занимали около 1500 десятин. Участки земли были разными. Среди крестьян шло расслоение на бедных батраков и зажиточных хозяев. Причин для этого было много. В отдельных семьях было несколько мужчин, отдельные крестьянские семьи лучше обрабатывали поля, лучше использовали природные условия, стали приобретать машины, технику. Главное – в семье был лад, трудились все. Шло настоящее не кем не организованное соревнование – жить богаче, чем соседи. В Печёре не было очень богатых крестьян. 3 -4 хозяева имели по 3 лошади, не считая молодняк. Наёмный труд батраков не использовали. Редко нанимали на период уборки урожая. Культура земледелия имела решающее значение. Крестьянин Самойлов Тимофей и сыновья Рихард и Алексей имели в хозяйстве 3 лошади, сеялку, сноповязку, жатку, молотилку «Эльворт», крупорушку. Наёмной силой не пользовались. Хозяйством управлялись сами. У них были самые лучшие хлеба, без сорняков. Все восхищались и завидовали.

Образцово вели хозяйство брать Рауды: Густав, Даниил и Александр. Сеяли они ни так уж много десятин: 15 – 20. Хлеба у них были чистыми. Они первыми стали приобретать сортовые сорта пшеницы, овса и проса. Братья Рауды были талантливыми мастерами; Даниил – столяр, сапожник и повар. Густав – жестянщик, слесарь. Александр – прекрасный музыкант (гармонист), имел большую семью.

Уборка – венец сельскохозяйственного года. Рожь жали серпами, вязали снопы и ставили в суслоны. После уборки хлеба перевозились домой, и складывались в скирды. Остальные хлеба к концу 20 годов убирали машинами – жнейками. На это уходило не менее 2 – 3 – недель. После копки картофеля начиналась молотьба хлебов. Молотили коллективно по очереди.

  Для обслуживания молотилки надо 12 – 14 человек. Один управлял лошадьми (обычно старик), один барабанщик. На приводе молотилки была площадка, где стоял погонщик. Хозяин молотилки подавал равномерно приготовленные снопы в барабан молотилки. Рядом с ним на площадке стояла женщина, которая готовила разрезанные снопы. Одна разрезала снопы. Один подавал снопы на площадку. Двое подтаскивали снопы. Двое отгребали зерно из - под соломотряски молотилки. Двое убирали солому, оттаскивали и клали в зарод. Обычно начинали работу утром и заканчивали когда темнело. Были небольшие перерывы для отдыха лошадей и смазки машины. Конечно, перерыв на обед и ужин. Молотьбу начинали с наступлением заморозков, когда устанавливались хорошие ясные дни. Кончили у одного крестьянина молотьбу, молотилку увозили и устанавливали у другого хозяина. На это обычно уходил один день. Чистили зерно веялками и сортировками каждая семья в отдельности. После, когда урожай был собран, крестьянин подсчитывал и решал, сколько можно зерна продать, заплатив, конечно, продналог. Особое внимание уделяли семенам. Семена засыпали в первую очередь, да ещё с небольшим запасом.

  В земледелии преобладала трёхполка. Два поля засевали, а третье, т.е. третья часть находилась под паром. Хороший хозяин за лето два раза перепахивал пары и держал всё время «чёрными», чистыми от сорняков. Посевы на порах никогда не страдали от засухи, урожай был гарантирован и ни каких удобрений не было. Много оставалось ещё свободной земли под мелким лесом, и крестьяне занимались раскорчевыванием новых площадей. Работа была очень тяжёлой. Но какая была радость, если удалось посеять на целине рожь и немного льна. Трёх – или четырёхполосный севооборот всегда обеспечивал хороший урожай и чистоту от сорняков полей.

  Проходили годы, а деревня оставалась в основном бедняцкая. Из 110 хозяйств только 65 – 70 крестьян имели по 2 лошади и считались зажиточными. Несмотря на то, что 6 хозяйств было раскулачено, но кулаков у нас не было. Никто не использовал наёмной силы, т.е. батраков и батрачек. Главнымкритерием для раскулачивания было имение в хозяйстве машины. У раскулаченных отобрали имущество, даже личные вещи. Хозяйство передали в коммуну, которая была организована в 1928 году. Домашнюю утварь продавали за бесценок на аукционе. Самих их выселили в северные районы на лесозаготовки.

  Если коллективизация была насильственной, то коммуна организовалась добровольно, особенно в коммуну стремилась молодёжь.

  В 3 километрах от Печёры на берегу ручья Сыргыл жил Андреев Сергеев со своими сыновьями и братьями. Один из братьев (Иван) – комсомолец, и был организатором и вдохновителем коммуны. В 1928 году была организована коммуна «Искра».

Из Печёры и хуторов стали переселяться в коммуну. Государство оказывало всяческую помощь. Имущество раскулаченных крестьян передавалось безвозмездно в коммуну. Скоро коммунары приобрели трактор «Фордзон» и тракторную молотилку.

  Первым трактористом стал Андреев. Работа трактора оказывал крестьян. Люди были удивлены, что машина тыне плуг, сеялку и крутит молотилку. Тракториста считали самым умным и уважаемым парнем на деревне и в коммуне. Только позже, когда тракторы появились в колхозе, мужики убедились, что трактористом может работать чуть не каждый.

Коммунары не имели подсобного хозяйства, даже кур. Была у них столовая, где питались все, за исключением маленьких детей и больных стариков и старух. Была у них на берегу общая баня.

  Но скоро стало ясно, что организация коммун не оправдала себя. Коммуну перевели на устав сельхозартели, т.е. колхоза. Колхозники стали держать подсобное хозяйство (скот, огород…).

  В деревне среди населения велась большая агитационная работа по коллективизации. Очень часто проводились собрания с вопросом «О коллективизации». Наконец, в Печёре образовались два колхоза: «Тулевик» - председатель Гаврилов Егор и «Первое Мая» - председатель Карпов Иван. Но в 1931 году колхозы распались. Весной 1932 года образовался колхоз, который был объединён с колхозом «Искра» (бывшая коммуна). На территории Новопечёрского сельсовета в этом же году образовался ещё один колхоз «Тайга». Сюда вошли жители деревушек Крызякюла и Киры (обе деревни были северо-западнее Искры). В местечке Киры построили центральную усадьбу, контору, конюшни, скотный двор. Председателем колхоза был избран Богданов Егор Богданович.

  Колхоз «Тайга» объединял примерно 20 – 25 единоличных хуторских хозяйств. Поля были слишком разбросаны, участки не велики. Техники не было. Главная тягловая сила – лошадь. Основная деятельность – зерноводство и содержание скота для нужд хозяйства. На юго-западе от Печёры в это же время образовалась артель «Волна». Деятельность артели: охота, производство пихтового масла, заготовка ягод, грибов, черемши. Посевная площадь была мизерной. Потом через год образовался отдельный Печёрский колхоз «Тулевик» (будущее). Председателем этого колхоза был избран молодой комсомолец Рауд Владимир, который работал до призыва в Красную Армию (1935). Колхоз снова объединили с «Искрой».   Всё решали власти наверху. Потом опять Печёра вышла из колхоза «Искра» и в Печёре образовался колхоз имени Будённого. После Отечественной войны колхозы объединились (шло укрупнение колхозов) в один колхоз имени Жданова, а потом колхоз был объединён с колхозом села Александровка имени Ленина.

 

Из рукописи Эдуарда Ивановича Рауд, директора Н-Печерской школы (1943 - 1978), составленной в 1997 году.

Похожие статьи