Заголовок страницы


Михаил Годенко: живой огонь танца

  Центральная районная библиотека представляет творческий онлайн-портрет  «Михаил Годенко: живой огонь танца» к 30-летию со дня  смерти руководителя и балетмейстера  Крас­ноярского государственного академического ансамбля танца Сибири.

  О Михаиле Годенко и уникальном стиле ансамбля танца Сибири написаны диссертации и монографии — не каждый крупный творческий коллектив обласкан таким вниманием исследователей. Легендарный балетмейстер, ставивший танцы также в Ленинградском мюзик-холле и не раз получавший предложение остаться за границей, был предан своей стране и любимому городу – Красноярску.
Михаил Семенович Годенко родился 1 мая 1919 года в Екатеринославле (ныне Днепропетровск) на Украине. 
  В 1936 году Годенко окончил Московское хореографическое училище и устроился солистом балетной труппы в Куйбышевский театр музыкальной комедии. Во время Великой Отечественной войны был призван в Красную армию, в звании рядового служил в ансамбле 2-го Украинского фронта. После войны Годенко работал в Москве, в джазовом ансамбле Местечкина, с 1946 по 1948 годы — в Норильском музыкальном театре.
  В 1948 году Годенко с семьей переехал в Красноярск, где в первое время работал в военном ансамбле, а затем был балетмейстером ряда военных ансамблей песни и пляски в разных городах страны. 
  В 1963 году Министерство культуры рекомендовало кандидатуру М. С. Годенко на должность руководителя Красноярского ансамбля песни и пляски, как тогда назывался Красноярский ансамбль танца Сибири. С того времени вплоть до своей кончины он был бессменным художественным руководителем и главным балетмейстером этого ансамбля. Он много изучал танцевальный фольклор Сибири. Как отмечали критики, Годенко отошел от всех канонов и соединил, на первый взгляд, невозможное — эстетику сибирского народного танца с эстетикой мюзик-холла. Все номера, поставленные им, были экспрессивны, наполнены современной пластикой, исполнялись в высоком темпе. 

— У Михаила Семёновича был свой хореографический почерк. Каждый номер — своеобразный мини-спектакль. Возьмём «Валенки»: музыка народная, но сам танец стилизованный, с элементами вошедшего тогда в моду твиста, — рассказывала  народная артистка РСФР, балетмейстер Лидия Дмитриевна  Дзьобак.
— Идеи для своих постановок Годенко черпал из жизни. Михаил Семёнович ездил по районам края, по колхозам и совхозам, смотрел, как там танцуют самодеятельные коллективы. Он впервые в СССР поставил танец, где 40 человек в унисон бьют чечётку! И этот танец называется «Енисейские речники», — добавляет  Илья Лазаревич  Клеймиц, работавший в 1972-1986 годах художественным руководителем Красноярской краевой филармонии.    - Все его танцы (за исключением последнего, прощального) наполнены жизнью и оптимизмом. «Танец регулировщиц» родился вначале  1970-х, после того как  Годенко случайно увидел на одном из перекрёстков в центре города, как виртуозно дирижирует дорожным движением регулировщик Воронько.
  За более чем полвека активной творческой деятельности Годенко создал целую галерею сценических образов, вошедших в золотой фонд танцевального искусства. Последним его шедевром стала постановка «Вечерний звон».
Красноярский государственный ансамбль танца Сибири под руководством Годенко стал знаменитым после первого же своего выступления в московском зале Чайковского. После этого он объездил все континенты, посетив более 70 стран мира и дав около 3 тысяч концертов.

— Красноярск миру открыл именно Михаил Семёнович Годенко, — убеждён Геннадий Рукша, многие годы руководивший культурой в крае и сопровождавший ансамбль во время его зарубежных гастролей.
— В 70-е годы ансамбль целый месяц гастролировал по крупным городам США. Представьте: прогуливаются артисты после концерта, любуются видами ночного Нью-Йорка, и всюду неоновые вывески — большими красными буквами слово КРАСНОЯРСК. Михаил Семёнович рассказывал мне, что в эти минуты сердце его таяло от счастья, — вспоминает Илья Лазаревич  Клеймиц. 
  Гастрольный график ансамбля  Годенко был сверхплотным — в среднем восемь, а то и десять месяцев в году артисты были в отъезде. Вспоминается популярная шутка тех лет: «Вчера в Красноярск на кратковременные гастроли прибыл Ансамбль танца Сибири».
  О высочайшем мастерстве М.С. Годенко свидетельствует тот факт, что именно он был назначен главным балетмейстером церемонии открытия и закрытия XXII Олимпийских игр в Москве в 1980 году.
— Все танцы Годенко проверены временем. Более 70 стран объездили и до сих пор танцуют и «На мосточке», и «На птичьем дворе», и казачий пляс «Красный Яр», и «Сибирскую потеху», и «Вдоль по улице», и хоровод «У колодца», и многое другое, — с гордостью перечисляет близкий друг и соратник легендарного балетмейстера И. Л. Клеймиц.
— Думаю, если бы сейчас Михаил Семёнович был жив, то новые танцы придумал бы точно, — размышляет Г. Л. Рукша. — Не проходило и года, чтобы Годенко не ставил новые номера. И сейчас родились бы свежие сюжеты, современные музыкальные версии. Для него всегда важным было одно — постоянно находиться в творческом процессе.
  Балетмейстер был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1980), Ленина (1984), Отечественной войны I степени (1985), различными медалями. В 1985 году он получил Государственную премию. В 1999 году  Годенко был посмертно признан почетным гражданином Красноярска.
  Михаил Годенко похоронен на кладбище «Бадалык» в Красноярске.  В 1999 году на фасаде дома на проспекте Мира в Красноярске, где жил хореограф, установлена мемориальная доска. Имя Годенко также носят теплоход (с 2009) и одна из улиц в Октябрьском районе Красноярска (с 2008). В 2014 году жители Красноярского края проголосовали за установку памятника Михаилу Семёновичу Годенко. В 2017 году в Красноярске появился памятник известному балетмейстеру Михаилу Годенко. Монумент установили в сквере в Октябрьском районе. 

  Но главное — Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири с 1993 года  носит его имя. Сегодня этот коллектив — художественное достояние России, он признан особо ценным объектом культуры Красноярского края. Каждое его представление — праздник, оставленный в наследство.

Ссылки на источники: 

Похожие статьи